Как и любая другая конструкция, которая постоянно подвергается серьезным нагрузкам, тоннель нуждается в качественной гидроизоляции. От выполнения этой процедуры зависит правильность работы конструкции.
Начинать заботу о защите от воды нужно еще на этапе проектирования объекта, причем этим вопросом должны заниматься профессионалы. Важно сделать все как можно более качественно, ведь если пренебречь гидроизоляцией, тоннель не сможет нормально выполнять свои функции.
Процесс преследует несколько важных целей:
- обеспечение долговечности стен и крыши;
- защита от воздействия грунтовых вод.
КАК ЗАЩИТИТЬ ТОННЕЛЬ ОТ ВОДЫ
Во время строительства необходимо использовать водонепроницаемые материалы. Увы, в большинстве случаев этого недостаточно – слишком велика нагрузка на конструкцию.
Справиться с проблемой помогут дополнительные меры – например, использование раствора цемента с песком, который нагнетается за отделку тоннеля. Вещество попадает в щели и заполняет их, не позволяя влаге проникнуть в стены и потолок.
Чтобы дополнительно увеличить защиту, используются специальные мембраны, изготовленные из ПВХ и других современных полимеров. Их также необходимо закладывать в конструкцию еще на этапе строительства.
Существует множество разных гидроизоляционных материалов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы компенсировать негативные моменты, рекомендуем применять несколько вариантов в одной конструкции – так можно добиться действительно высокой устойчивости к влаге.
Немаловажно проработать систему дренажа – не обязательно «воевать» с большим количеством воды, можно просто отводить ее наружу. Это актуально при строительстве любых подземных сооружений.
КАК ГИДРОИЗОЛИРОВАТЬ БЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Если планируется построить тоннель из монолитного бетона, задача существенно упрощается – нужно лишь внести в его состав особые вещества, повышающие плотность и препятствующие проникновению влаги в щели.
Самое уязвимое место – рабочие швы, возникающие при бетонировании. Чтобы избавиться от неприятности, необходимо выполнить герметизацию межпанельных швов (нужно ввести за обделку раствор песка с цементом). Для выполнения процесса используются трубки, которые следует вложить в материал еще на этапе строительства.
Еще один простой способ устранения проблемы проникновения влаги в тоннель – технология торкретирования с помощью цементного раствора, который укладывается в несколько слоев.
Торкрет-бетон не слишком прочен, так что при его изготовлении нужно использовать особый цемент, обладающий устойчивостью к усадке и не пропускающий влагу. Эффективность такого метода зависит от способа монтажа – если нужно добиться максимальной устойчивости, следует предварительно установить на стены стальную сетку. Результат – повышение водонепроницаемости до высоких показателей, вплоть до давления в 10 Па.
Иногда приходится строить тоннели в местах с высоким уровнем грунтовых вод, в которых серьезное гидростатическое давление снижает эффективность стандартных методов защиты от повышенной влажности.
В таких случаях оптимальным решением станет применение водонепроницаемых мембран, изготовленных из гибких рулонных материалов, которые присоединяются к обделке с внутренней стороны. Такой вид гидроизоляции именуется оклеечным. В качестве защитного слоя могут использоваться разные вещества – от классического гидрозола до стеклобита и его аналогов, знаменитых повышенной механической прочностью.
Для достижения максимальной устойчивости к внешним воздействиям следует использовать несколько слоев материала. Если предполагается гидростатическое давление до 30 Па, хватит трех слоев, в более серьезных случаях понадобится около пяти.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВОДЫ
При обеспечении гидроизоляции подземных конструкций немаловажно уделить внимание не только основе тоннеля, но и мелким частям – например, соединительным элементам.
В большинстве случаев такие конструкции изготавливаются из чугуна. Чтобы защитить их от проникновения влаги, используется гидроизоляция методом монтажа стальных листов, каждый из которых имеет толщину примерно в 1–1.2 см. Листы соединяются один с другим методом сварки. Их нужно устанавливать изнутри обделки, причем во время строительства эта часть конструкции используется в качестве опалубки. Для объединения изоляции с обделкой из бетона используются разнообразные анкеры, которые нужно приварить к листам и погрузить в материал основы.
Обделки из разных материалов могут иметь разную степень защиты от воды. Наиболее высокими показателями обладают варианты из чугунных тюбингов, но и у них есть недостатки.
Дело в том, что конструкция тюбингов предполагает наличие щелей, в которые будет проникать влага. Для предотвращения проблем нужно уменьшить ширину щелей и замазать их водонепроницаемым цементом или аналогичным составом с высокой адгезией.
Если конструкция будет использоваться в местах с перепадами температуры, стандартные защитные вещества не помогут – лучше взять свинцовый шнур. Его конструкция проста – это свинцовая труба, наполненная асбестовыми нитями. Преимуществом такого изделия является высокая гидроизоляция практически в любых условиях, однако он стоит недешево.
Немаловажно защитить отверстия для болтов. Для этого используются шайбы сферической формы, изготовленные из стали и заполненные материалами на основе битума. Впрочем, можно использовать и другие изделия – например, пластмассовые шайбы, которые характеризуются упругостью и выдерживают серьезные нагрузки. Отверстие, через которое будет выполняться нагнетание, прикрывается с помощью прочной пробки. Под ее фланцем размещается шайба, обеспечивающая должный уровень гидроизоляции.
Сборные обделки из блоков железобетона требуют примерно тех же мер, что и при использовании чугуна, однако эффективность защиты будет не столь высокой. Дело в том, что после установки кольца в поверхности блоков начнут появляться трещины, через которые в тоннель будет проникать вода. Чем больше влаги соберется в материале, тем быстрее он начнет разрушаться, что еще сильнее снизит гидроизоляцию.
Если тоннель строится в грунте с высоким содержанием воды, а обделка изготавливается из железобетона, придется использовать несколько методов одновременно – например, совместить оклеечную гидроизоляцию с рубашкой из железобетона. Недостатками метода являются повышение срока строительства и сложность работ.
Для достижения результата менее затратными способами можно использовать следующий вариант: между блоками создается особая водонепроницаемая блочная конструкция. Швы между составными компонентами подвергаются дополнительной гидроизоляции.
УДАЛЕНИЕ ВОДЫ В ТОННЕЛЕ
Даже самая надежная защита от попадания влаги не может обеспечить полной герметичности – вода будет понемногу скапливаться в тоннеле.
Для защиты от разрушения конструкций ее придется регулярно откачивать. Процесс выполняется с помощью специальных лотков, имеющих определенный показатель уклона (продольный – не менее 0,003, поперечный – около 0,02). Размеры лотков зависят от количества воды в тоннеле. Минимально допустимые габариты – 30х30 см.
Чтобы вола в лотке не замерзала, нужно защитить конструкцию от воздействия пониженных температур. Для этого используется утепляющий слой, который размещается между самим лотком и его крышкой. Степень теплоизоляции зависит от климата, в котором эксплуатируется тоннель.
НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ТОННЕЛЕЙ ОТ ВОДЫ
Современные тоннели строятся методом опускных секций, разработанным в начале 20 века. Сразу после изобретения этот способ получил массовое распространение во всех странах Центральной Европы, а затем и по всему миру.
Его суть заключается в следующем: в специальном док-шлюзе изготавливаются секции из железобетона. Их длина может достигать 100 м, а масса – превышать тысячи тонн. При изготовлении используются сухие методы. На торцах секций устанавливаются металлические перегородки. Компоненты транспортируются в тоннель по воде и монтируются вместе с другими составными частями.